Игры с использованием нестандартного оборудования для сенсомоторного развития детей
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование
представлений о внешних свойствах предметов, таких как:
• форма
• цвет
• величина
• положение в пространстве
• запах
• вкус
Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить
именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования
деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире.
Сенсорное развитие, с одной стороны составляет фундамент общего
умственного развития ребенка, с другой – имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда.
Чем больше дети познают, тем богаче их сенсорный опыт, тем легче и проще
им будет развивать моторику, и все это позволит легче учиться. Чтобы легко
учиться, чтобы на высоком уровне определить форму предмета, его объем и
размер у ребенка должны быть хорошо развиты не только окологлазные мышцы, позволяющие двигаться глазам, а так же мышцы шеи, помогающие ей быть неподвижной или по желанию поворачиваться в разные стороны, но и скоординированы движения мышц обеих рук. Что бы познакомиться с каким – нибудь предметом его нужно изучить: — трогать руками, сжимать, гладить, то есть совершать какие – то действия, которые называются моторными.
Что бы взять предмет одной рукой, малыш должен быть уже моторно готов к
этому. Если он не может схватить этот предмет, то не сможет ощутить его. Значит, если мы научим руки ребенка быть ловкими и умелыми, то он сможет многое познать с их помощью. И чем раньше мы дадим в его руки новые, неизученные, тем быстрее они станут умелыми.
Все это, безусловно облегчает развитие и обучение детей.
Одна из главных задач – дать ребенку как можно больше естественных знаний, для более точного выражения себя и своего видения мира.
Важно, чтобы окружающий мир был обогащен развивающей предметной
средой, подобраны игрушки, игровые пособия, стимулирующие зрительные,
тактильные, обонятельные ощущения.
- Дидактическая игра «Разложи по цвету»— учит ориентироваться в цвете, стимулирует зрительные ощущения
- Дидактическая игра «Геометрические пазлы»— предназначена для
закрепления цвета, формы, величины и для развития мелкой моторики.
- Дидактическая игра «Подбери заплатку»- предназначена для закрепление цвета, формы, размера, зрительного восприятия, для развития мелкой моторики.
- «Волшебные макароны»
Цель: обеспечение накопления представлений о цвете, форме и величине
предметов; развитие мелкой мускулатуры рук.
- Дидактическое пособие «Волшебные прищепки»— развивает мелкую
моторику, закрепляет знание цветов, логическое и образное мышление.
- Дидактическая игра «Тактильные дорожки» — предназначена для
активизации психических процессов (мышление, внимание, воображение,
восприятие). Развитие речи, координации зрительных и тактильных анализаторов, развитие мелкой моторики.
- Дидактическая игра «Помоги курочке разложить яички»— учит
ориентироваться в цвете, закрепляет формы предмета, стимулирует зрительные ощущения, развивает тактильные анализаторы.
- Дидактическая игра «Золушкины игры»
Цель: Развитие мелкой моторики, совершенствование восприятия формы.
Игровой материал: Картинки с силуэтными изображениями грибов, фруктов,
овощей, транспорта и т. д., пуговицы или фасоль.
Ход работы. Выложить пуговицами (фасолью) по контуру гриба.
- Дидактическая игра «Собери гусеничку»— развивает зрительное
восприятие, внимание, мышление, закрепление цвета, координацию обеих рук.
- «Составь букет»
Цели: учить дифференцировать теплые и холодные цвета, закреплять в
активном словаре их названия.
Материал: две картинки. На каждой нарисована цветочная ваза. В вазах
зеленые стебли. На концах стеблей наклеены кружки нейтрального цвета (серые, белые). На одной вазе узор теплого цвета, на другой – холодного. Головки цветов, вырезанные из бумаги разного цвета: красного, оранжевого, желтого, голубого, синего, фиолетового – разных оттенков.
- Дидактическая игра «Радужный зонтик»
Цель: закрепить цвета радуги.
- Дидактическая игра «Чудесный мешочек»— развивает
исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь из мешочка, учит определять и называть их форму, материал, подбирать по тождественным признакам. Предложите им раскрасить геометрические фигуры в разные цвета, полюбоваться ими. Расскажите, из какого материала они сделаны, пусть ребенок возьмет в руки каждую фигуру. Можно придумать сказки. В которых живут геометрические фигуры, для этого предложите ребенку их оживить, нарисовать глазки, нос, рот. Ребенок с удовольствием это сделает.
Наилучших Вам пожеланий в разностороннем развитии Вашего ребенка.