РУС БЕЛ ENG

ОСАНКА – это важно! Профилактика сколиоза

В дошкольном возрасте особое внимание необходимо уделять развитию опорно-двигательного аппарата у детей. Эта система отвечает не только за передвижение и познание окружающего мира, но и за получение трудовых навыков.

Нельзя забывать, что двигательный аппарат включает в себя костный скелет, суставы, связки и мышцы. Позвоночник по праву можно считать наиболее важной частью опорно-двигательного аппарата. Он выполняет опорную функцию, служит своеобразным стержнем. Кроме того, благодаря своим изгибам позвоночник амортизирует толчки и сотрясения при ходьбе, прыжках, беге.

Наконец внутри позвоночного столба находится спинной мозг, поэтому позвоночник выполняет ещё и защитную функцию. Исходя из вышеперечисленного можно с уверенностью сказать, что состояние позвоночника влияет на состояние здоровья всего организма. Поэтому необходимо предупреждать возникновение деформации позвоночника, которая очень часто появляется в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Иногда деформация позвоночника бывает врождённой, но гораздо чаще она возникает из-за неправильной осанки при ходьбе, сидении за столом, во время сна на мягкой и неровной постели и т.д.

Осанка - привычное положение тела  человека как в движении, так и в покое. Начинается формирование осанки ещё в раннем детстве - с того момента, когда ребёнок начинает держать головку, и продолжается на протяжении всего периода роста и развития. На формирование осанки оказывает влияние множество факторов, но больше всего - двигательная активность в периоды интенсивного роста. Чем сильнее и прочнее мышечный корсет, тем меньше вероятность возникновения всевозможных нарушений. Важно также, чтобы ребёнок правильно сидел за столом во время игр или занятий, а также еды.

Мебель для ребёнка тоже необходимо подбирать грамотно. Если выбрать слишком низкий стул, то у ребёнка будет нарушаться кровообращение в брюшной полости и нижних конечностях. Если стул излишне высок, то ребёнок быстро утомляется, принимает неестественные позы, что не лучшим образом влияет на его осанку. В идеале высота стула должна равняться высоте обуви с учётом обуви. Глубина стула в норме составляет 2/3 длины бедра. Обязательно у стула должна быть спинка, доходящая до нижнего края лопаток.

При очень низком столе ребёнок вынужден опускать голову, сутулится. Если стол слишком высокий, то ребёнок приподнимает одно предплечье, а другую руку опускает, что ведёт к перекосу плечевого пояса, развитию сколиоза.

Стол и стул должны быть подобраны таким образом, чтобы ребёнок сидел, опираясь на спинку стула, ноги твёрдо стояли всей ступнёй на полу, а руки, согнутые под прямым углом, свободно лежали на крышке стола. Очень хорошо, когда детская мебель регулируется. В этом случае вы можете подгонять высоту стула и стола по мере роста ребёнка.

Подобрав ребёнку мебель, необходимо следить за тем, насколько правильно он сидит за столом во время занятий и игр. Недопустимо, чтобы ребёнок опирался на стол грудью, поворачивался боком к краю стола, свешивал один локоть вниз, наклонял голову к плечу, поджимал под себя ноги и т.п. Всё это сдавливает брюшную полость, грудную клетку, нарушает работу внутренних органов, искривляет позвоночник, вызывает перекос  плечевого пояса и ведёт к формированию неправильной осанки. Немалое значение имеет свет: окно должно находиться слева от стола, а также и настольная лампа, чтобы правая рука не загораживала освещение.

Немаловажно и то, как и на чём ребёнок спит. Детская кровать должна иметь ровный и достаточно плотный матрас (лучше всего волосяной), а подушка должна быть невысокой. Приучите ребёнка спать на спине. Нельзя, чтобы он спал, свернувшись калачиком и подтянув ноги к животу. Плохо также, когда ребёнок постоянно лежит на одном боку.

Наконец, чтобы у ребёнка формировалась правильная осанка, необходимо грамотно чередовать малоподвижные занятия с занятиями, требующими физической активности. Это могут быть всевозможные игры, направленные на укрепление мышц, улучшение работы нервной системы, сердца, лёгких и других органов.  

 Нарушения осанки - это не только чисто внешний недостаток. Может измениться положение внутренних органов, а значит и их функционирование, что в итоге отразится на общем состоянии здоровья.

  Правильная осанка выглядит следующим образом:

  1. Плечи находятся на одном уровне;
  2. "Треугольники талии" (образуются между туловищем и опущенной вниз рукой) - одинаковых размеров;
  3. Лопатки прижаты, углы лопаток - на одинаковом уровне, видны физиологические изгибы позвоночника (шейный и позвоночный лордоз и грудной и крестцовый кифоз);
  4. голова и туловище держатся прямо, живот подтянут.

 Можно встать к стене, касаясь её головой, ягодицами и пятками. Вот это положение следует  запомнить и стараться его сохранять постоянно. Трудно только по началу, особенно тем, у кого слабые мышцы. Со временем правильная осанка станет привычной и не потребует особого напряжения.

          Различают следующие виды нарушений осанки:

  1. неустойчивая осанка;
  2. сутуловатость;
  3. лордоз;
  4. кифоз;
  5. сколиотическая осанка.

При неустойчивой осанке у ребёнка плечи сведены, голова опущена, лопатки отстают от спины.

Сутуловатость характеризуется сильно сведёнными плечами, голова при этом выдвинута вперёд, живот выпячивается.      

При лордозе наблюдается избыточный прогиб (более 7 см) в поясничном отделе.

При кифозе спина имеет круглую форму.

Сколиотическая осанка характеризуется боковым искривлением позвоночника, переносом плечевого пояса и смещением плечевой оси в сторону: получается, что одно плечо несколько ниже другого. Опасность сколиотической осанки в том, что она может перейти в сколиоз - заболевание, при котором позвоночник не только искривляется в сторону, но и скручивается вокруг оси (сколиоз может быть правосторонним, левосторонним,  S-образным).

Сколиоз помимо бокового искривления, всегда дополняется поворотом позвонков вокруг вертикальной оси. Данная деформация в отличие от нарушений осанки носит стойкий характер и не исчезает даже в положении лёжа. Сколиоз имеет 4 степени тяжести. На ранних стадиях его можно лечить с помощью гимнастики, ношения корсета, плавания, физиопроцедур.

 Выявить сколиоз не представляет большого труда. Уже на первой стадии наблюдается скручивание позвоночника вокруг своей оси. Если попросить ребёнка наклониться вперёд, то можно увидеть в поясничном отделе на одной стороне от позвоночника мышечный валик, а в грудном отделе - рёберное выбухание. На более поздних стадиях наблюдается рёберный горб.

 Деформация позвоночника ведёт к нарушению дыхания и кровообращения; у ребёнка снижаются иммунитет, память, он становится раздражительным, нервозным, быстро утомляется. Нередко отмечается расстройство зрения, снижение обмена веществ, нарушается пищеварение.

 С пелёнок необходимо укреплять мышцы спины ребёнка, занимаясь с ним гимнастикой и выполняя массаж. В более старшем возрасте важно, чтобы ребёнок больше двигался и укреплял мышечный корсет.

Лечить сколиоз труднее, чем его предупредить. Поэтому родители должны уделять пристальное внимание мерам профилактики, правильно организовывать режим дня ребёнка, контролировать его осанку, составить сбалансированный и полноценный рацион питания, разнообразить его приёмом витаминов (по согласованию с врачом). Не следует также пренебрегать периодическими осмотрами у участкового педиатра, ортопеда с целью раннего выявления нарушений осанки.

Для формирования хорошей осанки существуют специальные упражнения, которые детям лучше предлагать выполнять в игровой форме. Упражнения выполняются в положении стоя, лёжа, а также на четвереньках. Для занятий рекомендуется подбирать упражнения, воздействующие на различные группы мышц и выполняемые из различных исходных положений. Это позволяет избежать чрезмерной нагрузки на одну группу мышц.

Заниматься лучше в первой половине дня за 1 ч. до еды и не раньше чем через 1,5 ч. после. Не перегружайте ребёнка обилием движений, достаточно выбрать 5-6 упражнений. Общая продолжительность занятий не должна превышать 20-30 мин.

«Канатоходцы» (4-7 лет)

Цель: Укрепление мышечного корсета, формирование правильной осанки, развитие равновесия.

Оборудование: верёвка, мягкие игрушки.

Описание игры: На полу раскладывается верёвка - это цирковой канат. Ребёнок - канатоходец. От него требуется пройти по канату и не упасть, т. е. не потерять равновесия. Для этого нужно принять правильную осанку - расправить плечи, подтянуть живот, голову слегка приподнять, для равновесия развести руки в стороны. Родители при этом могут читать стихи:

Мы - ребята акробаты,

Смело ходим по канату.

Прямо, боком, с поворотом

И, закрыв глаза с подскоком.

Чтобы делать это ловко,

Нам нужна всем тренировка.

Ваш малыш ходит по верёвке прямо, потом боком, приставным шагом. И наконец - смертельный номер. Нужно пройти по верёвке с закрытыми глазами.

Примечание: Можно разнообразить игру перешагиванием через предметы, например, мягкие игрушки.

 «Удержи груз» (5-6 лет)

Цель: Укрепление мышечного корсета позвоночника, формирование правильной осанки, развитие равновесия, координации движений.

Оборудование: Книга или мешочек с песком.

Описание игры: Ведущий рассказывает, что на Востоке и в Африке грузы носят на голове и делают это очень ловко, но для этого необходимо выпрямиться, принять правильную осанку, затем предлагает сделать это ребёнку. Легче всего это сделать следующим образом: ребёнок должен встать спиной вплотную к стене, чтобы затылок, ягодицы и пятки касались её. Колени выпрямлены, плечи слегка опущены, живот подтянут. В этом положении необходимо положить на голову ребёнка книгу или мешочек с песком и предложить пройти вперёд как можно дальше. Если играют несколько детей, то тот, кто сможет пройти дальше и не уронить груз, станет победителем.

Примечание: Ведущий должен следить за тем, чтобы мышцы ребёнка не были сильно напряжены. После игры необходимо выполнить упражнения на расслабление плечевого пояса и спины. Например: Покачаться как "травинка на ветру".

Используйте эти наипростейшие упражнения с детьми как можно чаще, и результат не заставит себя долго ждать.

Доброго здоровья вам и вашим детям!!!

поделиться в: