РУС БЕЛ ENG

Основы гражданско-патриотической культуры

Направления работы по гражданскому и  патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

Патриотическое  вос­питание в учреждении дошколь­ного образования основывается на планомерной и последова­тельной передаче ребенку исто­рического и социального опыта белорусского народа, воспита­нии уважения к государствен­ным символам страны, интереса к природе и культурным ценностям белорусского народа.

         Интерес воспитанников к изучению материала в значитель­ной мере зависит от содержания образовательного процесса. При его планировании вместе с традиционными подходами необходимо учитывать педа­гогические идеи предыдущих поколений, в основе которых — культ человека высокой мо­рали, красоты и доброты. Все это усиливает эмоционально-познавательные интересы ребенка, дополнительно моти­вирует его к овладению родным языком, соблюдению народных и государственных традиций, приобщению к белорусской культуре. Патриотические ка­чества характерны только чело­веку: чем выше уровень овла­дения ими, тем выше степень познания социума, потребность в его обогащении результатами своих знаний и труда.

          Цель патриотического вос­питания детей дошкольного возраста — фор­мирование первоначальных представлений о родном крае и уважительного к нему отно­шения, воспитание социально-нравствен­ных качеств, патриотических чувств, гражданственности и трудолю­бия, сопричастности к совре­менным событиям, приобщение к национальным ценностям и культурным традициям.

Задачи гражданского и патриотического воспитания определены в учебной программе дошкольного образования.

   

Направления гражданского и патриотического вос­питания

могут быть конкретизированы

следующим тематическим содержанием

 

История Беларуси: воз­никновение и развитие

Основная задача: формировать перво­начальные представления и эле­ментарные понятия об истории белорусского народа.

Содержание:

-  природоведческие сведения: географические особенности родного края, климат, природа, природоохранная деятельность жителей Беларуси;

-    национальный язык и его ценность; языки национального и межнационального общения;

-  национальная архитектура: жилые поселения (хутор, село, местечко, город); архитектура зданий;

-  сведения из истории семьи и страны: быт предков; родо­словная; памятные места посел­ка, города и столицы; события Великой Отечественной войны, защитники отечества;

- сведения из истории проис­хождения: названия поселка, го­рода, достопримечательностей, названия Республики Беларусь и ее столицы;

-  содружество с другими государствами: в промышлен­ности, творчестве, искусстве, образовании; в период Великой Отечественной войны; ближ­ние и дальние страны, представления о других нациях, их культуре.

        В результате познания своей национальной истории у детей дошкольного возраста успешнее формируются положительные взаимоотношения с родными, близкими и окружающими людьми, потребность использо­вать полученные представления в разных видах деятельности. К основным новообразованиям в этом на­правлении могут быть отнесены: патриотическое сознание (знания и представления о родном крае) и осознание своей национальной принадлежности (национальное самосознание).

 

Символы Республики Беларуси

Основные задачи: формиро­вать представления о значении государственных герба, флага и гимна; воспитывать гор­дость и уважение к государ­ственным символам.

Содержание:

-  символы государства: пред­назначение современных герба, флага и гимна; описание герба и флага; музыка и текст Государ­ственного гимна Республики Беларусь;

-  природные символы страны: животные, птицы, деревья, цве­ты, которые характерны для Бе­ларуси.

      Сущность данного направле­ния состоит в том, что ребенок формируется как член общества, к которому она принадлежит. У детей дошкольного возрас­та патриотические чувства свя­заны с дифференциацией основ­ных государственных символов, наличием представлений об их ценности, характером чувств и отношений к государственной символике.

 

Достопримечательности Беларуси

Основные задачи: развивать любознательность, интерес к месту или объекту, которые являются историче­ским наследием, архитектурной ценностью в своем городе, столице, других городах страны; расши­рять представления о том, как живут, трудятся и отдыхают люди в Беларуси.

Содержание:

-   исторические архитектурные памятни­ки;

-   современные архитектурные сооружения;

-  природные богатства: бо­танический сад, национальные парки, леса, заповедники, реки, озера;

-   ведущие отрасли производ­ства, промышленности, сельско­го хозяйства: заводы, фабрики;

-   места для отдыха и развле­чений: кинотеатр, парк, зоопарк, дельфинарий;

- национальная кухня: про­дукты питания, ежедневные и праздничные блюда белорусов, напитки.

Направление ускоряет про­цесс познания детьми культурно-исторической сре­ды, адаптации к ней и самореа­лизации с учетом индивидуаль­ных возможностей.

 

Государственные и народ­ные праздники

Задачи: дать представления о тор­жественности государственных праздников; формировать уважительное отношение к национальным традициям и обрядам, сопричастность к сов­ременным событиям.

Содержание:

-    государственные праздни­ки: День Конституции, День единения народов Беларуси и России, День Победы, День Государственного герба Ре­спублики Беларусь и Государ­ственного флага Республики Беларусь, День Независимости Республики Беларусь (День Республики), День народного единства;

-   народные праздники: Коляды, Маслени­ца, Купалье, Дожинки.

    В ходе реализации данного направления у детей дошколь­ного возраста формируются личностные качества: эмо­циональная отзывчивость, осознание своей значимости, коммуникативные навыки, толерантность. У них быстрее проявляются положительное отношение к родным, близ­ким и окружающим людям, потребность использовать полученные эмоционально-­прочувствованные представления в творческой деятельности.

 

Люди, прославившие Бе­ларусь

Задачи: воспитывать уваже­ние к историческим личностям, нацио­нальным героям, Президенту Республики Беларусь, деятелям науки и искусства, спорта, труда, прославившим нашу родину; формировать чувство гордости за их достижения.

Содержание:

-    защитники Отечества;

-  исторические личности;

-  достижения граждан страны в труде, спорте, науке, искус­стве.

   Содержательный компонент направления охватывает по­знавательную сферу, которая связана с осознанием своего отношения к богатому истори­ческому наследию и современ­ным достижениям народа, что позволяет идентифицировать себя как представителя нации и определиться в своей мен­тальности. К основным чертам менталитета белорусов относят толерантность, доброжела­тельность, гостеприимство, добродушие, щедрость, сооб­разительность, поэтичность души и другие положительные качества.

 

Народные промыслы и искусство

Задачи: расширять представления де­тей о культуре страны, приобщать ко всем видам национального искусства; развивать интерес к созданию предметов рукотворно­го мира и обогащению развивающей предметно­-пространственной среды учреждения дошкольного образования; раз­вивать умение осознавать себя во времени (в прошлом, настоящем и будущем).

Содержание:

-   народные промыслы;

- декоративно-прикладное искусство: ткачество, вышив­ка, художественное украшение рушников, их предназначение; изделия из соломы, льна, под­готовка материала, украшение изделий; керамика и ее виды, изделия из глины, процесс лепки; изделия из дерева, лозы, бересты;

-   изобразительное искусство: скульптура, живопись, графика, фотоискусство;

-  литература и театральное искусство.

  Содержательный спектр на­правления очень широкий и включает все составляющие национального искусства. В нем объединены практически все представления человека о своей нации: исторические, языковые, культурные, эсте­тические. Предполагается ак­тивное познание окружающего мира: природного и предметно­го; своего «Я»; формирование у детей осознания принадлеж­ности к белорусской культуре и искусству.

                                        

Белорусское народное творчество

Задачи: формировать готов­ность ребенка дошкольного возраста к участию в творче­ской деятельности, народном кукольном театре, исполнении народных танцев, песен, игр, развивать гуманное отношение ко всему живому, потребность в познании природы и бережном отношении к ней.

Содержание:

-  белорусский народный фольклор: колыбельные, по­тешки, поговорки, считалки, песни, загадки, сказки, легенды, басни, игры;

-   белорусские народные му­зыка и танцы; белорусские на­родные инструменты (жалейка, лира и др.);

-   народные детские игры и праздники;

-  народный кукольный театр, оформление Батлейки, кукольные образы, вождение кукол; спектакль (по­каз, участие);

-  белорусский народный эти­кет: приветствие, обращение к человеку; культура речи, её чистота и красота; поведение за столом; уважение к старшим;

-    народные национальные ко­стюмы: материал, элементы, худо­жественное оформление, способ ношения частей костюма.

         Содержание направления от­ражает методы и приемы творческой деятельности, ис­полнения народных танцев, песен, игр, формы выражения чувств, характерные для нации действия и поступки, нормы поведения.

Содержание патриотическо­го воспитания детей дошкольного возраста реализуется в ходе трехэтап­ного познавательного про­цесса: узнавание, понимание, осознание. На протяжении одного учебного года каждое из семи направлений постепенно проходит через все образова­тельные области. От младшей до старшей группы содержание каждого направления обога­щается, применя­ются различные формы и методы.

Результативность патриоти­ческого воспитания детей дошкольного возраста оценивается следующим комплексом обобщенных харак­теристик:

-    возрастные показатели раз­вития качеств личности, обу­словленные целями, задачами и содержанием дошкольного образования (гражданствен­ность, национальное самосо­знание, самостоятельность, трудолюбие, сопереживание, человечность, уважение, взаи­мопонимание, сотрудничество, эмоциональная привязанность, отзывчивость, доброта, рассу­дительность, справедливость, самообладание, любознатель­ность);

-    сбалансированность разных форм активности детей до­школьного возраста в специаль­но организованной и нерегламентированной деятельности, отраженных во всех образовательных областях учебной программы дошкольного образования.

Результативность опреде­ляется с учетом содержания работы педагога и достижений его воспитанников.

поделиться в: