Основы гражданско-патриотической культуры
Направления работы по гражданскому и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
Патриотическое воспитание в учреждении дошкольного образования основывается на планомерной и последовательной передаче ребенку исторического и социального опыта белорусского народа, воспитании уважения к государственным символам страны, интереса к природе и культурным ценностям белорусского народа.
Интерес воспитанников к изучению материала в значительной мере зависит от содержания образовательного процесса. При его планировании вместе с традиционными подходами необходимо учитывать педагогические идеи предыдущих поколений, в основе которых — культ человека высокой морали, красоты и доброты. Все это усиливает эмоционально-познавательные интересы ребенка, дополнительно мотивирует его к овладению родным языком, соблюдению народных и государственных традиций, приобщению к белорусской культуре. Патриотические качества характерны только человеку: чем выше уровень овладения ими, тем выше степень познания социума, потребность в его обогащении результатами своих знаний и труда.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста — формирование первоначальных представлений о родном крае и уважительного к нему отношения, воспитание социально-нравственных качеств, патриотических чувств, гражданственности и трудолюбия, сопричастности к современным событиям, приобщение к национальным ценностям и культурным традициям.
Задачи гражданского и патриотического воспитания определены в учебной программе дошкольного образования.
Направления гражданского и патриотического воспитания
могут быть конкретизированы
следующим тематическим содержанием
История Беларуси: возникновение и развитие
Основная задача: формировать первоначальные представления и элементарные понятия об истории белорусского народа.
Содержание:
- природоведческие сведения: географические особенности родного края, климат, природа, природоохранная деятельность жителей Беларуси;
- национальный язык и его ценность; языки национального и межнационального общения;
- национальная архитектура: жилые поселения (хутор, село, местечко, город); архитектура зданий;
- сведения из истории семьи и страны: быт предков; родословная; памятные места поселка, города и столицы; события Великой Отечественной войны, защитники отечества;
- сведения из истории происхождения: названия поселка, города, достопримечательностей, названия Республики Беларусь и ее столицы;
- содружество с другими государствами: в промышленности, творчестве, искусстве, образовании; в период Великой Отечественной войны; ближние и дальние страны, представления о других нациях, их культуре.
В результате познания своей национальной истории у детей дошкольного возраста успешнее формируются положительные взаимоотношения с родными, близкими и окружающими людьми, потребность использовать полученные представления в разных видах деятельности. К основным новообразованиям в этом направлении могут быть отнесены: патриотическое сознание (знания и представления о родном крае) и осознание своей национальной принадлежности (национальное самосознание).
Символы Республики Беларуси
Основные задачи: формировать представления о значении государственных герба, флага и гимна; воспитывать гордость и уважение к государственным символам.
Содержание:
- символы государства: предназначение современных герба, флага и гимна; описание герба и флага; музыка и текст Государственного гимна Республики Беларусь;
- природные символы страны: животные, птицы, деревья, цветы, которые характерны для Беларуси.
Сущность данного направления состоит в том, что ребенок формируется как член общества, к которому она принадлежит. У детей дошкольного возраста патриотические чувства связаны с дифференциацией основных государственных символов, наличием представлений об их ценности, характером чувств и отношений к государственной символике.
Достопримечательности Беларуси
Основные задачи: развивать любознательность, интерес к месту или объекту, которые являются историческим наследием, архитектурной ценностью в своем городе, столице, других городах страны; расширять представления о том, как живут, трудятся и отдыхают люди в Беларуси.
Содержание:
- исторические архитектурные памятники;
- современные архитектурные сооружения;
- природные богатства: ботанический сад, национальные парки, леса, заповедники, реки, озера;
- ведущие отрасли производства, промышленности, сельского хозяйства: заводы, фабрики;
- места для отдыха и развлечений: кинотеатр, парк, зоопарк, дельфинарий;
- национальная кухня: продукты питания, ежедневные и праздничные блюда белорусов, напитки.
Направление ускоряет процесс познания детьми культурно-исторической среды, адаптации к ней и самореализации с учетом индивидуальных возможностей.
Государственные и народные праздники
Задачи: дать представления о торжественности государственных праздников; формировать уважительное отношение к национальным традициям и обрядам, сопричастность к современным событиям.
Содержание:
- государственные праздники: День Конституции, День единения народов Беларуси и России, День Победы, День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь, День Независимости Республики Беларусь (День Республики), День народного единства;
- народные праздники: Коляды, Масленица, Купалье, Дожинки.
В ходе реализации данного направления у детей дошкольного возраста формируются личностные качества: эмоциональная отзывчивость, осознание своей значимости, коммуникативные навыки, толерантность. У них быстрее проявляются положительное отношение к родным, близким и окружающим людям, потребность использовать полученные эмоционально-прочувствованные представления в творческой деятельности.
Люди, прославившие Беларусь
Задачи: воспитывать уважение к историческим личностям, национальным героям, Президенту Республики Беларусь, деятелям науки и искусства, спорта, труда, прославившим нашу родину; формировать чувство гордости за их достижения.
Содержание:
- защитники Отечества;
- исторические личности;
- достижения граждан страны в труде, спорте, науке, искусстве.
Содержательный компонент направления охватывает познавательную сферу, которая связана с осознанием своего отношения к богатому историческому наследию и современным достижениям народа, что позволяет идентифицировать себя как представителя нации и определиться в своей ментальности. К основным чертам менталитета белорусов относят толерантность, доброжелательность, гостеприимство, добродушие, щедрость, сообразительность, поэтичность души и другие положительные качества.
Народные промыслы и искусство
Задачи: расширять представления детей о культуре страны, приобщать ко всем видам национального искусства; развивать интерес к созданию предметов рукотворного мира и обогащению развивающей предметно-пространственной среды учреждения дошкольного образования; развивать умение осознавать себя во времени (в прошлом, настоящем и будущем).
Содержание:
- народные промыслы;
- декоративно-прикладное искусство: ткачество, вышивка, художественное украшение рушников, их предназначение; изделия из соломы, льна, подготовка материала, украшение изделий; керамика и ее виды, изделия из глины, процесс лепки; изделия из дерева, лозы, бересты;
- изобразительное искусство: скульптура, живопись, графика, фотоискусство;
- литература и театральное искусство.
Содержательный спектр направления очень широкий и включает все составляющие национального искусства. В нем объединены практически все представления человека о своей нации: исторические, языковые, культурные, эстетические. Предполагается активное познание окружающего мира: природного и предметного; своего «Я»; формирование у детей осознания принадлежности к белорусской культуре и искусству.
Белорусское народное творчество
Задачи: формировать готовность ребенка дошкольного возраста к участию в творческой деятельности, народном кукольном театре, исполнении народных танцев, песен, игр, развивать гуманное отношение ко всему живому, потребность в познании природы и бережном отношении к ней.
Содержание:
- белорусский народный фольклор: колыбельные, потешки, поговорки, считалки, песни, загадки, сказки, легенды, басни, игры;
- белорусские народные музыка и танцы; белорусские народные инструменты (жалейка, лира и др.);
- народные детские игры и праздники;
- народный кукольный театр, оформление Батлейки, кукольные образы, вождение кукол; спектакль (показ, участие);
- белорусский народный этикет: приветствие, обращение к человеку; культура речи, её чистота и красота; поведение за столом; уважение к старшим;
- народные национальные костюмы: материал, элементы, художественное оформление, способ ношения частей костюма.
Содержание направления отражает методы и приемы творческой деятельности, исполнения народных танцев, песен, игр, формы выражения чувств, характерные для нации действия и поступки, нормы поведения.
Содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста реализуется в ходе трехэтапного познавательного процесса: узнавание, понимание, осознание. На протяжении одного учебного года каждое из семи направлений постепенно проходит через все образовательные области. От младшей до старшей группы содержание каждого направления обогащается, применяются различные формы и методы.
Результативность патриотического воспитания детей дошкольного возраста оценивается следующим комплексом обобщенных характеристик:
- возрастные показатели развития качеств личности, обусловленные целями, задачами и содержанием дошкольного образования (гражданственность, национальное самосознание, самостоятельность, трудолюбие, сопереживание, человечность, уважение, взаимопонимание, сотрудничество, эмоциональная привязанность, отзывчивость, доброта, рассудительность, справедливость, самообладание, любознательность);
- сбалансированность разных форм активности детей дошкольного возраста в специально организованной и нерегламентированной деятельности, отраженных во всех образовательных областях учебной программы дошкольного образования.
Результативность определяется с учетом содержания работы педагога и достижений его воспитанников.